акция #1 :: 1400 1 апреля 2000, перед институтом культуры (берсеневская набережная 20)


БОЛЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
(ПО ТУ СТОРОНУ ОРИГИНАЛЬНОСТИ)

В субботу, 1 апреля 2000, художник Олег Мавроматти намерен ясным и убедительным жестом напомнить артистическому сообществу о смысле и значении ГЛУБИНЫ произведения в позднейшей истории искусств.

В исторические времена всякий художественный образ по шкале феноменологии духа был глубок или еще более глубок. Творческие личности так к этому привыкли, что даже не удивлялись. Богомаз считал само собой разумеющимся перед намалеванием очередного Спаса пару-тройку лет попоститься, помолиться и попослушничать на монастырском подворье. Позднейшая эпоха, впав в состояние так называемого постмодерна, напропалую толерантничает с креаторами, а таковыми являются всякие. Казалось бы, иерархическая вертикаль феноменологии духа в наши дни окончательно опрокинута в горизонтальную актуальность топологии тела. Все арте-факты и арте-акты лежат ровной шеренгой на бесконечной полке арт-рынка, глубину и значительность им придает лишь позиционирование в рейтингах продаж. В рейтинговых условиях, условиях по природе игровых, как-то подзабылось, что корень искусства двояк - кроме Игры ему необходима еще и Жертва. Конечно, арт-рынок обыгрывает любую жертву, в этом его суть. Но значит ли это, что любая жертва художника априорно редуцирована до некоей игровой модели, и, тем самым, приобретая характер повторяемости, вторичности - т. е. утрачивая оригинальность, - его жертва лишается и подлинности? На это есть только один убедительный ответ - самопожертвование, только один достоверный критерий - личная боль. Которая всегда по ту сторону оригинальности/вторичности. Вы еще не цитировали боль? Это - правда, что современное искусство поверхностно, но неправда, что тело в искусстве - только поверхность. Если Ваше тело знакомо хотя бы с такими современными жанрами как пирсинг или тату, его память может подсказать Вам направление, в котором Искусство скрывается от Современности.

Итак, 1 апреля 2000, в 14.00 у Российского института культурологии, Берсеневская наб., 20, (50 м от Театра Эстрады) Олег Мавроматти в изящной и непринужденной манере предъявит личные аргументы в старой, но вновь актуальной эстетической дискуссии о праве художника на высказывание, о глубине и подлинности его творчества и проч.

Те Же

Видишь, в центре Москвы возвышается крест? Повиси-ка на нем
Режиссёр Олег Мавроматти распял себя прямо напротив храма Христа Спасителя

Съёмки картины 'Постмодернисты в аду' художника-авангардиста Олега Мавроматти закончились грандиозным скандалом. Для эффектной заключительной сцены режиссёр фильма "о девальвации арт-искусства" задумал распять самого себя на фоне храма Христа Спасителя.
Кровавое действо снималось на Берсеневской набережной. У Института культурологии собралась толпа (для привлечения массовки Мавроматти разместил объявление о планируемой акции в Интернете). Под объективами видеокамер съёмочной группы в руки Мавроматти ассистенты забили пару десятисантиметровых гвоздей и приколотили художника на импровизированный крест. Хотя "крест" представлял собой обыкновенную деревянную доску, стоящую на земле, больше 15 минут истязаемый не выдержал. Прочитав в камеру текст о том, что он связующее звено и связь времён и продемонстрировав надпись на спине "Я не сын Бога", художник сошёл с креста и поехал в ближайший травматологический пункт. Там ему ввели противостолбнячную сыворотку, промыли раны и отпустили домой.
Скандал начался через несколько дней - православная церковь обвинила арт-художника в сатанизме и разжигании религиозной розни. Прихожане соседней церкви Святителя Николая отправили гневную петицию в Институт культурологии, под опекой которого проходили съёмки. Художников обвиняли в святотатстве и в идейном растлении несовершеннолетних. Потом выяснилось, что главными растлителями были тележурналисты, расспрашивавшие местных ребятишек о впечатлениях от увиденного. Но самую страшную крамолу священники обнаружили на доске объявлений церкви. Листовка гласила: "Верю делам вашим, ибо они вам выгодны, а нам абсурдны. Зачем вы претворите хлеб в плоть его и потчуете нас, ибо мы претворяем плоть в г...о. Но претворённое нашим организмом - истина, а вашими словами - лживо..."
Мы связались с Мавроматти и обнаружили, что он разгневан не меньше священников. "Если попы обвинят меня в сатанизме, я подам на них в суд за клевету, - заявил он. - Во время съёмок не было использовано ни одного предмета культа. Я не удивлюсь, если скоро будут сажать атеистов за то, что они не верят в Бога".
По словам художника, распять самого себя в центре Москвы было просто необходимо. "Я не знаю ни одного артиста в мировом кинематографе, который бы натурально сыграл боль, - говорит режиссёр. - Эта сцена символизирует настоящее страдание, настоящую жертву, на которых давно спекулирует искусство".
Висеть на кресте Мавроматти не понравилось. "Это жуткая боль. сравнимая лишь с зубной, - усмехается он. - Страдания Христа я почувствовал процентов на пятнадцать - 'повисел' я не долго, да и ноги мне не приколачивали".

Владимир Ворсобин
Комсомольская Правда, 10.04.2000


Голгофа на Берсеневке

Скандально известный художник-акционист Олег Мавроматти, два последних года занимавшийся исключительно кино, в новом своём проекте объединяет две этих ипостаси. Серия радикальных и подчас кровавых перформансов одновременно снимается на 35 мм и войдёт в качестве эпизодов в будущий фильма Олега. Мавроматти продолжает работать с болью как с эстетической категорией и критерием подлинности и оригинальности. Глубину искусства он трактует в физиологическом смысле. В первой акции серии, состоявшейся на Берсеневской набережной (там, откуда открывается наилучший вид на Храм Христа Спасителя), руки художника прибивали настоящими гвоздями к некоему подобию креста. в таком положении Мавроматти находился достаточно долго - пока боль не стала окончательно нестерпимой. От библейских параллелей должна была уберечь надпись, процарапанная бритвой на обнажённой спине художника: "Я не сын божий".

Максим Горелик
Сегодня, 6.04.2000

Труд-7, 13.04.2000

Труд-7, 6.04.2000